DEEP PURPLE

Андрей: После долгих сомнений все же признаю эту группу своей любимой хард-роковой командой. Однозначно - один из самых новаторских и виртуозных коллективов в истории рока. Каждый музыкант в составе - Мастер, особенно я выделяю Иана Гиллана - имхо, лучшего певца ХХ века. Одна из самых популярных групп в России, часто их ставят на одну доску с Led Zeppelin, чего лично я понять в принципе не могу.
Николай:

ИСТОРИЯ И ДИСКОГРАФИЯ

Английская группа образовалась в марте 1968 года после долгих мучений с подбором музыкантов, о которых (и мучениях, и музыкантах) не раз рассказано в специальной литературе. Стартовый состав: Джон Лорд (Jon Lord) - клавишные; Ричард (Ричи) Блэкмор (Richard Blackmore) - гитара; Николас Симпер (Nicholas Simper) - бас-гитара; Иан Пейс (Ian Paice) - ударные; Род Эванс (Rod Evans) - вокал. Менеджерами стали Тони Эдвардс (Tony Edvards) и Джон Колетта (John Coletta).
Поначалу решено было за основу взять стиль американской команды Vanilla Fudge, игравшей прогрессивный рок с мощным органным саундом. Только  постепенно группа переориентировалась на хард, в котором и сумела проявить себя наиболее успешно, сформировав с уже упоминавшимися Led Zeppelin и Black Sabbath так называемый "триумвират" патриархов тяжелого металла.

1968 SHADES OF DEEP PURPLE
Click to see lyricsПервый альбом был записан всего за 18 часов. Несмотря на весьма эклектичный стиль - присутствовали и традиционный ритм-энд-блюз, и псевдоклассика (Джон Лорд - органист с классическим консерваторским образованием) - альбом показал самую сильную сторону группы. А именно, техника исполнителей была безупречна - виртуозов, подобных Лорду, Блэкмору и Пэйсу, найти трудно. Несмотря на то, что альбом (как и два последующих) часто ругали за "попсовость", он заложил начало неповторимому стилю Deep Purple с красивейшими соло на гитаре, органе и ударных и общий "симфонический саунд".
Однако качество песнеписания все еще прихрамывало. Самыми удачными номерами стали каверы - нетрадиционная балладная (!) трактовка битловского Help и хендриксовский Hey, Joe. Наибольшего же успеха добилась Hush, в девичестве - кантри-песня (4 место в Штатах). В Британии же группа практически полностью игнорировалась.

Кстати, если кто еще не знает - Deep Purple  это слова из любимой песни бабушки Ричи Блэкмора. Впрочем, такова официальная версия музыкантов - зная их склонность к мистификациям (тот же Блэкмор неоднократно в этом был замечен), можно легко усомниться в ее правдивости.


1968 THE BOOK OF TALIESYN
Click to see lyricsВторой альбом закрепил положение органа как одного из основных солирующих инструментов в группе. Продолжилась и традиция с активным использованием инструменталов и каверов - в числе первых Wring That Neck и Exposition, в числе вторых - Kentucky Woman, второй американских хит перпловцев. Выделялась эпическая композиция Anthem - первая ступень к симфоническим экспериментам группы. Лорд стал основным аранжировщиком группы, каковым и остается по сей день. Обложку диска можно смело признать самой неудачной в истории команды - из-за ее чрезмерной загруженности.

После выхода альбома (вновь англичанами проигнорированного) Deep Purple  отправился в американское турне. Сначала играли на разогреве у супер-трио Cream, но из-за конфликта с Эриком Клэптоном (тот увидел в Ричи своего конкурента) сотрудничество пришлось прекратить. Сам же Блэкмор знаменитого рокера-блюзмена ни в грош не ставил - единственным гитаристом, которого он считал талантливее себя, был Джимми Хендрикс. Но так или иначе, а в дальнейшем ребята играли уже с Vanilla Fudge - кумирами Джона Лорда.


1969 DEEP PURPLE
Click to see lyricsПоследний из альбомов, записанный DP  в оригинальном составе. Среди фанов получил неофициальное название April - по самой яркой композиции. Демонстрирует все возрастающую тягу музыкантов к выпендрежу - на обложке картина Иеронима Босха, к каждой композиции длинные комментарии. Апрель - мощная трехчастная мини-пьеса, еще один шаг по дороге симфонизма. Вообще, была сделана попытка как можно дальше уйти от традиционных блюзовых корней. Однако успешной ее можно назвать трудно - диск с треском провалился по обе стороны океана.

Неудачи плохо влияли на настроение Ричи Блэкмора, он даже начал грызться с Лордом по поводу главенства хард-рока или классики в композициях. А тот самый хард-рок меж тем активно набирал обороты - уже вышли альбомы Black Sabbath '70 и Led Zeppelin II, новый стиль явно пользовался популярностью. Группе необходимы были перемены, и Ричи их произвел. Были уволены Род Эванс (его вокал был достаточен только для баллад, но не для стремительных хардовых песен) и Ник Симпер (стиль игры на басу которого был старомоден).
Вместо этого из группы Episode Six были взяты два друга - великолепный певец Иан Гиллан (Ian Gillian) и басист Роджер Гловер (Roger Glover). Поначалу и новички и ветераны несколько скептически относились друг к другу (состав DP одевался как "стиляги", а Гиллан с Гловером имели довольно оборванный и нон-комформистский вид - Гловер аж подпоясывался вместо ремня гитарной струной), но потом сыгрались. Немаловажно было и то, что парочка Иан/Роджер написала большую часть песеннего материала Episode Six. В итоге сложился второй и абсолютно лучший, самый знаменитый "золотой" состав Deep Purple.


1970 CONCERTO FOR GROUP AND ORCHESTRA
Album CoverПервой серьезной пробой пера нового состава стал этот диск - весьма амбициозная попытка Джон Лорда объединить классику и рок. Она была не особенно удачной ни в музыкальном, ни в коммерческом отношении (два компонента существовали как бы отдельно друг от друга, не было слияния; что до коммерции: 149 место в США и 46 в Англии), однако вернула интерес к группе в Британии и Европе. Кроме того, это был один из первых таких экспериментов. Диск записывался в Альберт-Холле с Королевским Филармоническим Оркестром, и несмотря на первоначальные трудности - оркестранты отказывались играть "с какими-то второразрядными Битлз" - все-таки стал заметной вехой на пути развития прогрессивной рок-музыки.


1970 DEEP PURPLE IN ROCK
Но настоящим успехом, поистине супер-диском, стал In Rock. Именно эта пластинка завершила становление хард-рока, закончила его формирование как обособленного стиля. Более того, именно этот альбом фактически стал предтечей "металла", именно в нем впервые сочетались скорость, агрессия, громкость и тяжесть - все это великолепно аранжированное и сдобренное изрядной порцией барочного органа. Это самый бескомпромиссный и цельный альбом группы, что и подтверждает его название - "В скале", хотя на самом деле происхождение его было немного другим. Просто после диска "In concert", показавшего концертные и оркестровые способности музыкантов, решено было сделать "In rock" - для демонстрации их хардовых талантов. Имидж альбома прекрасно довершает обложка, с пародией на скалу Маунт Рашмор в США с портретами президентов.
Выделить какой-то один трэк практически невозможно. Разве что Child in Time - великолепную мини-оперу, действительно сочетавшую псевдоклассическое вступление на клавишах и мощное гитарное соло Ричи - а все это венчает безупречно чистый и сильный голос Гиллана, меняющийся от мягкого полушепота до дикого вопля! В газете Melody Maker ему по выходе альбома один из читателей задал вопрос - "А как это вам удается так вопить?". "Не знаю, - ответил певец, - как-то само получается. И причем я делаю это по два раза на дню на всех концертах, подвергая серьезной опасности здоровье". С тех пор Иана нередко называют "primal screaming vocalist". Песня на редкость трагично звучит, что впрочем и неудивительно - она писалась в те годы, когда холодная война не раз грозила миру ядерным кулаком, и тема армагеддона была не самой отвлеченной. Кстати, интересен тот факт, что Child in Time есть фактически переделка (хоть и глобальная) песни Bombay Calling  команды It's a Beautiful Day. У кого есть МР3 или там real audio оригинала - подкиньте, а?
Вообще, техника всех музыкантов проявилась на это альбоме наилучшим образом. Немало отличных гитарных и клавишных соло, не отстают и ударные Пэйса, а бас Роджера вместе с барабанами Иана формирует удивительно мощный и тяжелый саунд.
Среди прочих композиций - скоростные Speed King, Flight of the Rat и Bloodsucker; более медленные Into the Fire и Hard Lovin' Man и особенно раздраженно-резкая Living Wreck.  Альбом пользовался огромной популярностью (Пэйс, Гловер и Лорд признали его своим любимым перпловским диском, а Блэкмор ставит его наравне с Machine Head), в Англии он добрался до 4 места в хит-параде.

A-RATING: 10/10. HITS - Child in Time and all other tracks.
N-RATING: 10/10. HITS - all tracks.

В дополнение к альбому менеджеры, разумеется, настаивали на выпуске сингла. Надо заметить, что в то время меломаны неохотно тратили деньги два раза на одно и тоже, то есть на А-стороне сингла должен быть non-album track. А откуда его взять? И уже было разделавшиеся с записью диска музыканты снова познали муки творчества, причем в сжатые сроки. Муки затянулись и успешными не были, и Deep Purple  в полном составе отправился заливать горе пивом в ближайший бар (расположенный как раз под их репетиционным помещением). Через некоторое время Блэкмор и Гловер вернулись, и Ричи стал наигрывать что-то на гитаре. "Неплохой рифф, - сказал Роджер, - откуда?". Рифф оказался из песни Summertime (уж не той ли самой?), он был быстренько обработан подоспевшим Лордом, который тоже позаимствовал аранжировку из музыкальной кладовой. Последним из бара поднялся уже изрядно косой Гиллан и пополам с Гловером написал текст - текст легендарной Black Night. Составленный столь оригинальным образом номер с совершенно бредовыми стихами (даже чуть более бредовыми, чем у русских "рокеров", только без претензии на глубину) забрался на второе место британского хит-парада. Одно из газетных интервью с Гловером было озаглавлено "Я не знаю, о чем поется в Black Night. Я написал только половину текста".

После выхода In Rock начались бесконечные гастроли, включавшие исполнение Concerto for Group and Orchestra в Лос-Анджелесскеом Hollywood Bowl, а также выступлением в Королевском Альберт-Холле. Между тем Иан Гиллан принял участие в записи рок-оперы Jesus Christ Superstar, великолепно спев партию Иисуса. В феврале 1971 года был выпущен сингл Strange Kind of Woman, а к октябрю подоспел и свежий альбом.


1971 FIREBALL
Click to see lyrics<Метеор>, несомненно, был не столь монументален и грандиозен, как его предшественник, но он смог показать, что Deep Purple не чураются экспериментирования. Кроме того, это безусловно лучший по текстам диск группы. Уровень стихов (особенно в заглавной песне и в Fools) черезвычайно высок - намного выше обычного. Дело в том, что перпловцы никогда не уделяли текстам особенного внимания, основные их силы уходили на создание классной музыки. В общем-то я поддерживаю такой подход, ну а если группе удавалось, как и в этот раз, выдать на-гора достойную лирику - тем лучше!
Открывается пластинка великолепным Fireball, скоростным и тяжелым. На его энергии легко проскакиваешь две менее выразительные следующие песни - No No No и  Demon's Eye - и переходишь к мягкой и лиричной Anyone's Daughter - то ли кантри, то ли блюз: и акустическая гитара, и Лорд с пассажами на рояле... Отличная, веселая, столь нехарактерная и в прошлом и в будущем для DP песня!
Вторая сторона в целом посильнее. Интересен и Mule - дань моде на восточные мотивы в музыке, и великолепные Fools с действительно глубоким текстом. Впрочем, с музыкой тоже все отлично - по глубине песня является достойной соперницей Child In Time, необычен и саунд - соло на виолончели. Завершает диск No One Came - жесткая и язвительная песня, очень необычная, ставящая жирную точку.
Диск пользовался довольно приличным успехом (1е место в Великобритании, 32 в США), но у самих музыкантов особого восторга не вызывал. Только Гиллан называет его своим любимым альбомом.

A-RATING: 8/10. HITS - Fireball, Anyone's Daughter, Fools, No One Came.
N-RATING: 9/10. HITS - Fireball, Anyone's Daughter, The Mule, Fools.

Обычный гастрольный ритм несколько раз пришлось прерывать - по болезни выбывали то Гловер, то Гиллан. Между тем Лорд записал свой первый сольник Gemini Suite. Наконец, группа собралась записывать свой следующий диск в швейцарском городке Монтре, на берегу Женевского озера. История этой записи, должно быть, уже известна всем, но я, пожалуй, расскажу ее еще раз.
Итак, предполагалось записывать диск в помещении казино, где были и хороший зал, и приличная аппаратура. Но буквально перед началом работы там состоялся концерт Фрэнка Заппы и его группы Mothers of Invention, во время которого от осветительной ракеты (которую один из фанов <от чуйвств-с> пустил в потолок) произошел пожар. Здание сгорело дотла.
Deep Purple пришлось работать в Т-образном коридоре пустой (стоял декабрь на дворе...) гостиницы Grand Hotel, а запись велась с помощью передвижной студии Роллинг Стоунз , поставленной около отеля. В тяжелейших условиях запись альбома удалось закончить в срок...


1972 MACHINE HEAD
Click to see lyrics...Но что это получился за альбом! Совершенно фантастический, великолепный, полный быстрых, энергичных и тяжелых песен. Феноменальный диск, захватывающий и интересный с первого до последнего трэка.
Название альбома вызывает недоумение - что бы это значило? Итак, если верить Ричи Блэкмору (а можно ли ему верить - каждый решает за себя), дело в следующем. На слэнге музыкантов "машинка" - это просто гитарный колок. Соответственно, Machine Head - это не "Машинная голова" (тем более не "Одержимый автомобилями") и даже не "Головка цилиндра", а всего-то "Шляпка колка". Какое это имеет отношение к текстам и музыке альбома - Господь ведает.
Итак, начало альбома - Highway Star. Перпловцы уже дали всем понять, что они отлично сочиняют и играют быстрые номера (Speed King, Fireball), но вещи столь совершенной они еще не создавали. Сумасшедший драйв, безумные соло Лорда и Блэкмора заставляют просто дрожать! И весь диск в лучшем виде продолжает тему, заданную открывающей композицией, хотя Maybe I'm a Leo сделан чуть поспокойнее. Но по-настоящему успокоится вам не дадут ни несколько пугающая  Pictures of Home (кстати, просто гениальный трек с отличным соло Гловера!), ни веселая Never Before.
Вторая сторона начинается со Smoke on the Water - супершедевра, визитной карточки группы, самого известного риффа в истории рок-музыки. Текст ее вообще заслуживает памятника - эта изложенная в стихах история записи Machine Head, рассказанная мною чуть выше! После столь ударной композиции - снова некоторое успокоение. То бишь практически джаз-роковая Lazy, даже с некоторым влиянием соул. Ну а финиш вновь стремителен - на закуску припасена Space Trucking, может и не несущая каких-нибудь откровений, но свое дело (rock hard!) она добре знает.
Коммерческий успех диска также превзошел все предыдущие работы Deep Purple - 1е место в Англии и 7е в Штатах, "золотой" статус к ноябрю 1972 года. Что ж, недовольный Fireball'ом Ричи Блэкмор на сей раз оторвался по полной - не случайно он считает это работу своей любимой.

A-RATING: 10/10. HITS - all tracks.
N-RATING: 10/10. HITS - all tracks.

Неплохим успехом пользовался сингл When a Blind Man Cries - обращение группы к блюзовым корням, отличная баллада, долгое время бывшая лучшей в репертуаре группы.
После выхода диска Deep Purple вошли в череду бесконечных гастролей. Музыканты вымотались, Блэкмор даже заболел гепатитом. Но все же группа сумела оправиться и продолжить мировое турне. Как и Beatles до них, и многие после них, перпловцы нашли себе массу поклонников в Японии. Именно из записей тех концертов и был составлен знаменитый Made in Japan.


1972 MADE IN JAPAN
Album CoverЭто был первый концертник DP, их первый двойной альбом, первый рок-альбом записанный целиком и полностью в Японии. Собственно, он сначала только для японского рынка и предназначался, но спрос оказался велик, и в декабре 1972 его издали в Европе, а в марте следующего года - в США.
 Это пластинка, которую принято называть milestone - "судьбоносный рубеж", или что-то в этом роде. На концерте Deep Purple оторвались по полной, показав, что у них не слишком-то много конкурентов по части живых выступлений. Небольшие в общем-то песни насыщались невиданными импровизациями (хотя иной раз ребята слишком, имхо, увлекались) и становились массивными получасовыми опусами. Качество звука для концертной записи было по тогдашним меркам феноменальным. Программа включала песни с трех последних альбомов и Strange Kind of Woman с сингла к Fireball.
Ну и наконец, это большой коммерческий успех - 16 место в Англии, 6 в США. "Золото" - в мае 1973го, а платина - в апреле 1974. Тень этого монстра до сих пор витает над Deep Purple -  они по праву могут быть признаны группой, выпустившей самое большое количество официальных живых альбомов.

Между тем обстановка в группе начала накаляться. Постоянно возникали конфликты между Гилланом и Блэкмором, да и остальные члены группы не оставались в стороне. Процесс творчества превратился в бесконечную грызню. Начались постоянные опоздания на записи или просто игнорирование репетиций. Как в такой обстановке вообще был записан их следующий диск - остается загадкой.


1973 WHO DO WE THINK WE ARE
Click to see lyricsАльбом собрал громадное количество отрицательной критики. Альбом не нравился многим фэнам. Он не нравился даже музыкантам - Гиллан считал свою вокальную работу там явно некачественной. Тем не менее, на мой субъективный взгляд, это был весьма и весьма любопытный диск.
Он был достаточно энергичен, хотя и несколько проигрывал бесподобному Machine Head. Он был весьма тяжел, хотя и здесь In Rock оставался впереди. Да и тексты, хоть и очень неплохие, не дотягивали до уровня Fireball. Так ему и суждено было остаться середнячком в дискографии великой группы, многими незамеченным и несправедливо обойденным.
А между тем, диск отличался неожиданными аранжировками, обилием клавишных. Это чуть ли не последний диск Deep Purple в котором орган Лорда имеет такой вес. Да и "завести" способен с пол-оборота. Первая сторона просто великолепна на сто процентов, даже трудно выделить там особо нравящуюся песню. А вторая как бы успокаивает, хотя и на ней есть особо нервные песни - та же Rat Bat Blue. Снова хочется похвалить аранжировки - даже традиционный блюз Place in Line превращается в нечто непонятно-красивое.
Результат в коммерческом отношении, кстати, был очень и очень неплох. А именно - 4 место в Англии, и 16 в США.

A-RATING: 8/10. HITS - all tracks except Rat Pat Blue, Our Lady
N-RATING: 7/10. HITS - Woman from Tokyo, Smooth Dancer.

Конфликты меж тем набирали обороты. Диктат Блэкмора Иан больше выносить не мог, и заявил о решении в скором времени покинуть группу. Однако Ричи хотел еще более кардинальных изменений в составе, и вскоре Лорд нехотя сообщил Гловеру, что последнему придется уйти. Роджер был шокирован, однако делать ничего не оставалось - уход старых друзей по Episode Six был категорическим условием Блэкомра. Только при его выполнении он соглашался остаться в Deep Purple, а сохранить группу, которой по уходе Ричи грозила гибель, Пэйсу и Лорду очень хотелось.
На фоне этих разборок прошли достаточно незамеченными первый (из тоже большого числа) сборник Mark I & II, который отлично продавался, и вручение перпловцам награды Golden Elektrola Dog за успехи в сбыте своих пластинок. Музыканты доиграли турне, и, 29 июня 1973 года, после концерта в Koseinekin Hall в Осаке, второй, "золотой" состав DP прекратил свое существование.
Кто же пришел на смену Иану и Роджеру? Вакантное место басиста занял Гленн Хьюз (Glenn Hughes), неплохой музыкант из группы Trapeze, обладавший, к тому же, очень хорошим голосом. Однако состав решено было довести до пяти человек, и начались поиски "чистого" певца, им в итоге стал Дэвид Ковердейл (David Coverdale). По моему глубокому мнению, десяток Ковердейлов никогда не смогли бы заменить Гиллана, но Ричи и прочим понравился его врожденно "надломленный" голос, позволявший естественно брать высокие ноты (проще говоря, визжать). Так или иначе в сентябре 1973 новый состав был утрясен, и музыканты удалились в Монтре на запись нового диска, который и вышел в начале 1974 года.


1974 BURN
Click to see lyricsС одной стороны, из всех "не-Гиллановских" альбомов "Гори!" более всего напоминает старый стиль, однако изменений в саунде было более чем достаточно. Главным стало доминирование Ричи в звучании, переориентация на довольно обычный гитарный саунд. Ну и, естественно, Дэвид до уровня Гиллана не дотягивал даже с помощью Хьюза (большинство песен пелись ими обоими). Что до самих треков, то, несомненно, выделяется заглавная, она же открывающая, композиция. Это единственная песня в исполении Ковердейла, которую должен был, порсто обязан спеть Иан, потому что она гениальна. Это вершина всего "скоростного" направления в творчестве Deep Purple, совершенная мощь и красота, с великолепными соло Лорда и Ричи (с фрагментами 24-го каприччио Паганини!). Burn - шедевр, одна из основополагющий песен для металла вообще.
В принципе есть и пара других интересных композиций, например инструментал "А 200" или оригинальная Sail Away, однако остальное содержание пластинки оставляет очень неприятный осадок. Особенно это относится к непонятно почему ставшему популярным блюзу Mistreated, в котором на протяжении 7 с лишним минут Дэвид насилует свои голосовые связки, притом в одиночку - это единственная его "сольная" работа на альбоме, без Хьюза. В общем и целом диск явно проигрывал любому из предшествеников второго состава, и это начинало внушать опасения.

Еще в конце 1973 года (до выхода Burn), DP отправились в европейское турне, а в апреле 1974 выступили на огромном сборном концерте в Ontario Speedway Park, неподалеку от Лос-Анджелеса, перед толпой в 300 000 человек. Концерт это доступен и в видео-варианте (California Jam), и представляет собой крайне занимательное зрелище. Во-первых, он очень наглядно показывает, что Гленн поет на порядок лучше Ковердейла, а во-вторых демонстрирует кучу Блэкморовских извращений. Разбивание несокльких гитар, усилителей, швыряние и того и другого в толпу, удар грифом в объектив телекамеры и финал - мощнейший взрыв, подготовленный Блэкмором. Итог - разбитая к чертям сцена, штраф в 200 000 фунтов в том числе и для ELP, которые должны были выступать следом, и незабваемое зрелище для всех остальных.
Группа продолжала много гастролировать, в частности, в мае выступала в Великобритании в сопровождении группы Elf. Пел в поледней, разумеется, Ронни Джеймс Дио. Между концертами Лорд ухитрился выкросить время для записи двух сольных проектов, The First of the Big Band и электронный Windows, однако заявил, что ни за что из Deep Purple не уйдет, и работа там всегда будет его основной. Постепенно вся гастрольная карусель успокоилась, и перпловцы собрались для записи нового диска, вышедшего под родество 1974 года.


1974 STORMBRINGER
Click to see lyricsДаа... Опасения, вызванные Burn'щь оправдались полностью. "Буревестник" стал однозначно самым слабым и коммерческим диском Deep Purple. Его невозможно слушать, он вызывает слезы. Ковердейл поет еще хуже, чем на предудыщем альбоме, саунд абсолютно не тяжелый, от напора и энергии не осталось и следа. Открывающая диск композиция Strombringer действительно неплоха, но это не более, чем бледная тень Burn. После этого вся первая сторона совершенно кошмарна, а вторая еще хуже - там нет ни одной разогревающей, быстрой песни. Более того, под конец там припасены две слезоточивые вещицы - Gypsy и Soldier of Fortune, которые, как и следовало ожидать, очень нравятся чувствительным девушкам. И, конечно, под них очень прияно танцевать медленные танцы, но это не Дип Перпл! Ни в коем случае. В общем, повторюсь - альбом кошмарен и ужасен, и рекомендуется для прослушивания только коллекционерам, собирающим "весь номерной DP". Хотя обложка хороша, тут спору нет. :-)

A-RATING: 4/10. HITS: Strombringer.
N-RATING:

Тут-то и Ричи понял, что дело плохо. Ни Хьюз, с его увлечением фанком, ни блюзоман Ковердейл его более не устраивали (а зачем, спрашивается, надо было их нанимать?). Несмотря на то, что в songwriting'е он по прежнему принимал активное участие, Блэкмор возмутился и ушел из группы. Причем не просто так, как Гиллан, а создал свою команду Rainbow, взяв в певцы уже упоминавшегося Ронни Дж. Дио, а в аккомпаниаторы - весь состав "Эльфа". К  21 июня 1975, когда был официально оформлен "развод" между бешеным гитаристом и группой, уже был записан первый диск Ritchie Blackmore's Rainbow, спродюсированный Мартином Бирчем. Блэкмор активно раздавал интервью, называя диск вторым в своей карьере по значимости, после "Machine Head". Не преминул словоохотливый Ричи пройтись и по бывшим коллегам, обозвав их "эгоцентричными маньяками", и, как обычно, не заметил бревна в своем глазу... Сама пластинка вышла в августе 1975.
У Deep Purple почти не было шансов, но все же они рискнули, взяв нового гитариста - американского джаз-рокера Томми Болина (Tommy Bolin), который по виртуозности ненамного уступал Ричи. Он был и весьма талантливым композитором, принимавшим участие в нескольких интересных проектах и уже записывавшим свой сольник Teaser с участием отличных музыкантов, включая Фила Коллинза (Phil Collins) из Genesis. К счастью для группы, Ковердейл перманил Томми в DP, и осенью они выпустили свой последний диск 70-х.


1975 COME TASTE THE BAND
Критики разнесли альбом, всячески принижая его и вознося блэкморовскую "Радугу", однако они были глубоко не правы. Come Taste the Band получился очень и очень неплохим, достаточно тяжелым и интересно аранжированным. Конечно, саунд претерпел значительные изменения, ведь Томми не просто привнес свой стиль игры, но и принял активное участие в сочинительстве - теперь это был очень тяжелый фанк, или, если можно так сказать, хард-фанк-рок. Да, это была совсем не та группа, что потрясла все в 1970, но и не та, что была достойна порицания в 1974-75. Это было нечто новое и интерсное.
Кроме всего прочего, диск был отлично составлен, стартовал с отличной мощной песни Coming Home, и ведь только за нее можно простить существование этого диска! А ведь и вся первая сторона очень ровная и интересная, и завершается хорошо - I Need Love хорошо показала, что Ричи - вполне заменимый гитарист. Вторая же сторона плстинки вообще великолепна - тут и убойный Love Child, и невероятный экскурс Deep Purple в классический арт-рок. Я имею в виду потрясающие по своей красоте финальные This Time Around с инструменталкой Owed to "G", которые по саунду удивительно напоминают ELP, особенно в начале. Да и You Keep On Moving легко может претендовать на звание одной из лучших баллад DP.
К сожалению, диск повторил судьбу столь же несправедливо отодвинутого критиками в тень Who Do We Think We Are?, ибо был явно интереснее двух предыдущих альбомов с Ковердейлом, да и немногим уступал пресловутому первому альбому Rainbow. Это был, повторюсь, реальный шанс двинуться дальше, развиваться и продолжать успешные выступления - примерно как сейчас Deep Purple обрели второе дыхание, заменив Блэкмора на Стива Морса.

A-RATING: 7/10. HITS: Coming Home, Love Child, This Time Around + Owed to "G", You Keep On Moving.
N-RATING:

Болин дал группе шанс, но он же и отнял его. Слишком поздно выяснилось, что Томми крепко подсел на героин, да и к тому же был явно не приспособлен для концертов - терялся, стеснялся... А при насыщенной гастрольной деятельности это было недопустимо. Подлили масал в огонь и преданные Блэкмору фэны - кого-то, да еще и американца, на месте своего кумира они не принимали. На выступлениях нередко Лорду приходилось прикрывать клавишными пассажами Болина, который не мог не то что солировать - иной раз даже брать простые риффы! Иногда мешали психологические причиы, а иногда сводило руку от некачественных наркотиков. Все от этого страдали, и 15 марта в ливерпульском зале Liverpool Empire DP дали свой последний концерт.
К тому времени было ясно, что все разваливается к чертям - Болин стал неприемлем для большинства музыкантов, а Ковердейл с Хьюзом грызлись из-за количества вокальных партий на каждого. В итоге больше всех это Дэвида и достало, и он заявил Лорду об уходе. Джону, видать, тоже уже надоела эты крысиная возня. Короче говоря, все это привело к тому, что19 июля 1976 года было официально объявлено о распаде группы. Казалось, что еще одна легенда прекратила свое существование...


1984 PERFECT STRANGERS
Click to see lyrics

A-RATING: 8/10. HITS - Knocking at Your Back Door, Perfect Strangers, A Gypsy's Kiss, Hungry Daze, Not Responsible.
N-RATING:

1987 HOUSE OF BLUE LIGHT
Click to see lyrics

A-RATING: 8/10. HITS - Bad Attitude, Mad Dog, The Spanish Archer, Strangeways.
N-RATING:

1990 SLAVES AND MASTERS
Click to see lyrics

A-RATING: 6/10. HITS - King of the Dreams, Truth Hurts, Wicked Ways.
N-RATING: 6/10. HITS - King of the Dreams, Truth Hurts, Love Conquers All.

1993 THE BATTLE RAGES ON
Click to see lyrics

A-RATING: 8/10. HITS - Solitaire, The Battle Rages On, Anya, Time to Kill.
N-RATING: 8/10. HITS - The Battle Rages On, Anya, Solitaire.

1996 PURPENDICULAR
Click to see lyrics

A-RATING: 9/10. HITS - Ted the Mechanic, Loosen My String, Sometimes I Feel Like Screaming, I'm not Your Lover, The Aviator, Hey Cisco, Somebody Stole My Guitar.
N-RATING: 9/10. HITS - all tracks except Rosa's Cantina, Somebody Stole My Guitar, The Purpendicular Waltz.

1998 ABANDON
Album Cover
A-RATING: 7/10. HITS - Don't Make Me Happy, Watching the Sky, Fingers to the Bone, '69, Bludsucker.
N-RATING: 8/10. HITS - Almost Human, Don't Make Me Happy, Seventh Heaven, Watching the Sky, Fingers to the Bone, Bludsucker.

MUSIC PAGE
HOME